Когда изобрели стекло для окон
История окон насчитывает больше 4 тысячелетий. Но первые конструкции были максимально примитивны. Их делали в виде отверстия для воздухообмена и естественного освещения.
В истории создания окон «замешан» даже Вельзевул – правда, тогда он назывался Бал Зевул, и он был богом грома и плодородия. Его сослало на землю верховное божество, чтобы тот жил среди людей. Как гласит предание, он жил в золотом дворце с серебряными украшениями. Были в том замке и окна.
Как менялись оконные формы?
В историческом плане можно проследить, что роль окна (воздуховода и естественного освещения) сначала выполнял дымоход. Если вы хоть раз видели баню, которая топится по-черному, то с огромной вероятностью у нее было очень маленькое окошко или не было вовсе. Дыра в потолке юрты, вигвама, других простейших жилищ – тоже своеобразные окна.
Самые же необычные окошки сохранились у северных народов. Оконный проем также выполняет роль входа и завешивается, если нужно, шкурами животных.
Однако уже во времена Помпеи, впоследствии погибшей из-за вулкана Везувия, обнаруживаются первые застекленные окна. Их установили в термах (банях), а размеры проема составляли вполне приличные 90х120 см.
Из-за сложности производства и дороговизны материалов окошки сначала ставили в храмах и «административных зданиях», дворцах. А самыми востребованными по форме и эстетичности стали витражи. Изготовить «полотно» из множества цветных стеклянных кусочков было проще. Так, один из самых первых известных витражей – это окна Софийского собора в далеком Царьграде (Константинополе). Цветное застекление в византийской столице датируют 330-м годом нашей эры.
Русские окна: технологии и разнообразие
В Киевской Руси находки, свидетельствующие об использовании оконных стекол, датируют 10-м веком. Археологи находили выдувные стекла с «лепешками» («пирожками»), выдуваемыми специально для оформления оконного проема. В Европе такие стали применять только в 13-м веке. Однако полноценного, современного стеклянного окна на Руси еще не было.
Чтобы закрыть оконный проем, применяли слюдяные пластины, рыбий паюс, промасленный холст или деревянную заглушку. В зимнее время могли вставить даже лед. Хотя окошко выходило не таким дорогим, а делали его маленьким, потери тепла были существенными. Так были изобретены другие оконные системы: так называемые волоковые окна.
История деревянных окон была впечатляющей. Даже исходная конструкция закрывающихся («заволакивающихся») окошек была совсем не примитивной:
- ставилась оконница (оконный переплёт);
- в него на холодное время года вправлялась окончина (кроме стекла распространены были брюшина или бычьи пузыри;
- внутри дома устанавливали волок (задвижной ставень);
- для удобства размещали оконные вставки (наподобие откосов);
- завершали убранство и защищали окошко ставни.
Привычным считалось наличие окон в горнице в двух стенах, а в светлице («женской» комнате) – с трех или четырех сторон. Считается, что это облегчало типичный женский труд – от прядения до шитья, вязания.
В 17-м веке история появления окон сделала новый виток. По Европе распространялось новшество – увеличенные оконные проемы с большим стеклом, пропускающим много света. Царь Петр I увидел новинку и повелел завести эту моду и у нас. Ее тоже пришлось насаждать, но этому мешала и объективное ограничение – нехватка стекла. Собственная стекольная фабрика в России появилась лишь в 1635-м году, а до 6 заводов мощности производителей увеличились лишь к 18 веку.
Кто изобрел стекло?
Точно неизвестно, кто и когда научился изготавливать стекло, но судя по археологическим источникам, его использовали еще в Месопотамии и Древнем Египте.
Стеклянные изделия – методом выдувания – по легенде, впервые научились делать в Сирии, произошло это в первом столетии до нашей эры. Именно там для такой операции была придумана стеклодувная трубка.
Чуть позднее, в Древнем Риме, изобрели технологию изготовления плоского стекла – стекольную массу выливали на плоскую каменную поверхность, и та после охлаждения превращалась в тусклое, неровное – но стекло!
В средние века в Европе стекло стали изготавливать с помощью так называемого краун-метода. Сначала выдувался большой пузырь, который после интенсивного вращения на специальной трубке-понтии превращался в круглый плоский диск. Из него-то и вырезали куски стекла нужной формы.
История возникновения стекла
Не будет ни окон, ни зеркал, ни электрических ламп, ни стеклянной посуды, не будет даже очков. Жизнь кардинально изменится, ведь стекло — неотъемлемый атрибут нашей повседневности.
Самое известное природное «стекло» – обсидиан или вулканическое стекло
Именно обсидиан использовался для жизнедеятельности древних людей. Из него изготавливали наконечники для копий, стрел и даже ножей.
Что же касается стекла созданного человеком, то по сути это сплав песка с поташом. Известен тот факт, что древние люди производили стекло при помощи песка, золы и извести.
Первое упоминание о стекле встречается в книгах Библии. Археологи пришли к тому, что стекло изобрели еще к 2200 году до н.э., именно это изобретение является одним из самых важных открытий человека.
Многие историки сходятся во мнении, что первое стекло было произведено в древнем Египте
Самые первые изделия из стекла были найдены именно в Египте, их возраст примерно 12 тысяч лет. Самое древнее стекло, а именно голубой амулет из стекла был найден в 7000 г. до н.э. Есть предположение, что стеклянные шары могли получиться случайно в процессе изготовления керамики или металла.
Древние египтяне на достаточно высоком уровне владели методом получения стекла, этот факт подтверждает найденная археологами стеклодувная печь, возраст которой 3000 лет.
Изделия из стекла, возрастом 2000 лет до н.э. были найдены так же в Индии, Корее и Японии. Спустя время, люди научились делать стеклянные цилиндры и пр.
После того, как Римляне завоевали Египет, им так же довелось познакомиться с производством. Рим, начиная со второй половины I века до н.э. становится крупнейшим центром стеклоделия. Позднее, стекло стали распространять по всем Римской империи.
Персия, начиная с XV века, становится одной из первых по изготовлению стекла на Востоке
Византийцы создали технологии шлифовки стекла и резьбы и одни из первых пришли к использованию цветной стеклянной мозаики в архитектуре.
В XIII веке Венеция являлась центром изготовления стекла.
Именно в Венеции стали изготавливать не только стеклянную посуду, но даже стекла для окон и линзы для очков.
В конце XVI века пока немцы все чаще использовали технику резьбы, в Богемии в XVII веке изобрели калийно-известковое стекло. Их основное производство было направлено на роскошные изделия из стекла.
Тем временем в Британии придумали еще один вид стекла – свинцово-известковый, он же «английский хрусталь», суть которого заключалась в появлении радужного преломления стекла после алмазной шлифовки.
Поскольку конкуренция между Богемией и Английским стеклом все больше нарастала, Богемия не выдержала такого давления и вынуждена была выпускать производство только цветного и накладного стекла.
Первый завод по изготовлению стекла в России появился в 1639 году
Завод выпускал стекла для окон и посуду для аптек.
В XVIII веке существовали уже несколько заводов в Петербурге, а в 1730 годах завод построили в столице России.
Начиная с XIX века стекло становится предметом массового потребления.
О том, как начинает применяться стекло в архитектуре после XIX века, читайте здесь.
Как стекло завоёвывало мир?
Первое застеклённое окно появилось в помещении греческой бани в Помпеях. Его размер составлял метр на полтора метра. Чуть позже небольшие окна появляются в залах для пиршества греческой знати. Причём, только с южной стороны. Но это – что касается мужчин. На женской половине жилья окон в то время вообще не полагалось.
Наибольший расцвет стекло переживает в Древнем Риме. Именно здесь окно появляется в том виде, в каком мы сейчас его знаем – помещённое в раму из металла. Чаще всего из бронзы. Тогда же появляются и первые «дамские» зеркала, предназначенные для женщин из числа римской знати.
Гораздо больший расцвет стекло переживает в средние века в Венеции. Причём изготавливается оно в самых разных видах — как оконное стекло, зеркала и изящная стеклянная посуда. Именно Венеция в XVI – XVII веках становится едва ли не мировым производителем стекла.
В то же самое время в домах простых людей стекло оставалось непозволительной роскошью. В роли оконного стекла здесь выступает обычный бычий пузырь, который натягивали на деревянные, небольшого размера рамы.
В России стекло начинает широко применяться в царствование династии Романовых. Именно тогда им начинают украшать входы в виде цветных витражей и даже фасад зданий. Первый стекольный завод был построен в середине XVII века в Воскресенске. Здесь из стекла начинают делать стеклянную посуду и украшают цветным стеклом дворцы знати.
При российском императоре Петре I в России действует уже шесть стекольных заводов. Однако у простого люда оконные стёкла по-прежнему заменяет промасленная бумага и пузырь.
В чём секрет муранского стекла, которое было изобретено более 2000 лет тому назад
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Иногда, глядя на творения рук человеческих, понимаем, что гениальность творчества и мастерство не знают пределов совершенства. Эта мысль приходит на ум, когда видишь творения, созданные из муранского стекла . Такие мозаичные изделия собираются из маленьких стеклянных фрагментов — мурин, а потом сплавляются вместе под действием высокой температуры и формируются мастером-стеклодувом в необыкновенно красивые сосуды, предметы и украшения.
Удивительное по своим характеристикам муранское стекло — самая пластичная, самая податливая разновидность этого материала. Его секретная формула состава позволяет воплощать даже очень смелые фантазии стеклодувов-художников в самые причудливые и непредсказуемые формы.
А сама миллефиори (мillefiori) — так называется техника, в которой это стекло используется в переводе с итальянского означает «тысяча цветов», «цветочный луг».
Поэтому веками, искусно создаваемые изделия из муранского стекла в этой технике, приравнивались к драгоценностям. Они всем своим видом напоминали поделочные камни: агат, сердолик, халцедон.
Немного из истории
Справедливости ради нужно отметить, что хотя миллефиори возникло и развивалось в Италии, однако именно Древнему Египту по праву принадлежит первенство в изобретении и создании мозаичного стекла с цветочным узором. Еще мастера-стеклодувы Александрии во II веке до нашей эры научились выплавлять такое необыкновенное чудо. И лишь в I веке до нашей эры эти технологии выплавки были заимствованы римлянами.
Своего пика популярности муранское стекло, названное в честь острова Мурано, расположенного вблизи Венеции, достигло в XIII столетии. Именно на этом острове было в то время налажено производство удивительного материала и выплавки из него диковинных стеклянных предметов.
А несколько веков до этого мастера-стекольщики работали в самой Венеции. Но так как развитие и расширение этого производства было непосредственно связано с огнём, что грозило постоянными пожарами, власти Венеции принимают решение вынести мастерские вначале за черту города, а позже и вовсе на отдельно лежащий остров. Именно с того времени Мурано на пять веков становится центром производства знаменитого венецианского стекла.
Однако в истории муранского стекольного дела были не только взлеты, но и падения. Так в XVIII веке Венеция, оккупированная французскими войсками, была вынуждена закрыть стекольные цеха. И что любопытно, техника выдувания муранского стекла в те времена хранилась под строжайшим секретом, за разглашение которого беспощадно карали смертью. Поэтому в тонкости этого уникального метода были посвящены совсем немногие. Это и стало основной причиной того, что старинные технологии были очень быстро утрачены.
Свое возрождение и новый взлет стекольному производству пришлось пережить начиная со середины XIX века, благодаря энтузиазму одного адвоката из Виченцы. Антонио Сальвиати, так звали инициатора, основал в Мурано завод, который начал производить изделия по традиционным венецианским рецептурам. И уже новые мастера возродили стиль и вместе с этим усовершенствовали утраченную технологию.
К концу XIX столетия все тайны по изготовлению мозаичного стекла были рассекречены, и изделия в технике миллефиори стали производить не только итальянцы. Англичане и французы первыми переняли опыт и наладили свое производство, а затем миллефиори приобрело немалую популярность не только в Европе, а и по всему миру.
Немного о технологии
И как бы далеко не пошел процесс автоматизации стекольного производства в сегодняшнее время, муранские умельцы, по-прежнему создают свои уникальные творения вручную. Ибо лишь только те вещи, которые созданы руками мастера, поистине передают дух муранского искусства выплавки стекла. И к слову, итальянские мастера до сих пор выдувают уникальные изделия буквально своим дыханием.
Разогрев стеклянную массу, стеклодув набирает ее в специальную трубку с мундштуком на одном конце и утолщением для забора стекла на другом. (И что интересно за два тысячелетия своего существования этот предмет не претерпел существенных изменений).
Так вот, набрав жидкое стекло этой трубкой, мастер выдувает стеклянный сгусток, который от воздуха начинает формироваться в объемный предмет, корректировка которого происходит при помощи специальных приспособлений. И стоит ли рассказывать о том, какой силой легких должен обладать мастер-стеклодув, и какую силу в руках он должен иметь, и это уже не говоря о художественном таланте.
Сама же технология создания миллефиори заключает в себе выдувание и вытягивание стеклянных прутов, в средине которых образуется цветной рисунок, проявляющийся только на срезе. Он создается наслоением стеклянных нитей на стержневую часть. Далее прут разогревают в раскаленной печи до гибкого состояния и вытягивают в тонкие длинные прутики. При этом рисунок сжимается в своих размерах и становится практически филигранным. Затем остывшие длинные прутики режут на более короткие, и соединив между собой в пучок, снова греют и вытягивают в один длинный прут. И так до тех пор пока мастер не останется доволен образовавшимся рисунком на срезе.
После этого прут нарезают на мелкие пластинки шириной до 6 миллиметров. На срезе такой пластинки, которая и называется муриной, можно увидеть необыкновенно красивый рисунок в виде цветка, ромба, колечка, сердечка с красочными разводами. Множество таких плашек-мурин и наносят путем накатывания на разогретый стеклянный сосуд, который после нужной обработки и становится похож на цветочную поляну.
Картины миллефиори от Лорена Стампа
Как мы уже успели убедиться, традиционные миллефиори — это мозаичные орнаменты, выложенные из отдельных элементов — мурин, создание которых необычайно трудоемкий процесс. Однако шедевры, собранные из них, поистине стоят того.
И невзирая на то, что об этом уникальном методе в наше время знают очень многие, шедевральные работы по-прежнему создают лишь единицы. И так как эта техника позволяет мастерам вносить тончайшие детали в свои творения, особо талантливые умельцы даже создают репродукции картин известных художников на стеклянных срезах.
Таким уникальным мастерством владеет американский художник Лорен Стамп. Именно из муранского сорта стекла он создает потрясающие миниатюрные картины: портреты, пейзажи и даже мини-копии сюжетных полотен.
Как видим, трубку мастер складывает таким образом, чтобы на ее поперечном срезе проявилось лицо — например лик Мадонны. И чего уж тут говорить — уровень мастерства маэстро потрясает зрителей своим совершенством.
Бонус
Потрясающе выглядят и выполненные из муранского стекла ювелирные изделия: крупные кулоны и бижутерия, кольца, браслеты, броши, серьги, заколки и многое другое, что радует глаз и приносит эстетическое удовлетворение.
Мало того, современные умельцы-художники пошли дальше. Эту технику они мастерски применили к полимерным глинам, парафиновому воску и другим современным материалам. Поскольку они достаточно гибки и пластичны, поддаются подогреву и комбинированию их мастерски применяют в создании миллефиори.
Тому, кто не на шутку заинтересовался технологией изготовления муранского стекла, будет любопытно посмотреть видео о том как создаются мурины. Как говорится, лучше один раз увидеть.
И в заключение хотелось бы отметить, что разнообразие видов муранского стекла, так же как и техник его изготовления, весьма огромное: мозаичное, авантюриновое, филигранное, прозрачное, молочно-матовое, халцедоновое. Все эти, виды имея различную структуру, узор, фактуру, назначение, подчинены единому, легко узнаваемому, выработанному столетиями, уникальному венецианскому стилю.
Чехия также может гордиться не только звёздным, но и рукотворным стеклом — цветным богемским и хрустальным. Так, чешские мастера-стекольщики издавна состязались в мастерстве по созданию необыкновенной красоты с итальянскими .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Из чего делают стекло
Общеизвестно, что главным компонентом, позволяющим получить стекло, является кварцевый песок. Если точнее, то для стеклоделия требуется диоксид кремния (он же кварц), а его источником выступает практически любая земная порода. Но в максимально чистом виде эти бесцветные кристаллы обычно находятся в песке.
Чтобы из сыпучего вещества получить прозрачное монолитное стекло, не обойтись без воздействия на него высокими температурами. В результате нагрева мелкие кристаллы кварца плавятся и объединяются друг с другом. А если затем охладить эту расплавленную массу, то в первоначальную форму диоксид кремния уже не возвращается.
Как делают стекло? В общих чертах технологический процесс предусматривает такие этапы:
кварцевый песок замеряют на электронных весах, чтобы осуществить точную дозировку;
нужное количество материала оказывается в печи. В ней осуществляется нагрев до температур в районе 1600-1700 градусов Цельсия, что и позволяет из обособленных песчинок получить единую монолитную смесь. Также для получения стекла используются и другие компоненты, включая соду, воду, известняк и т.д.;
полученную монолитную массу необходимо сделать однородной (процесс гомогенизации). Все газовые пузырьки удаляются;
стекольную смесь направляют в ванну, в которой находится расплавленное олово (его температура составляет приблизительно 1000 градусов Цельсия);
процесс смешивания стекла и олова не происходит: стекольная масса из-за меньшей плотности держится над оловом в ванной. На этом этапе происходит частичное охлаждение, а стекло становится гладким. Общая толщина материала прямо пропорциональна количеству смеси, добавленной в ванную с оловом: чем ее больше, тем толще стекло;
далее стеклянное волокно извлекается из ванной. Его температура все равно достаточно большая (в районе 600 градусов Цельсия). Для дальнейшего охлаждения и затвердевания стекло пропускают через специальный конвейер с роликами. Тут температура падает до 250 градусов, причем не сразу, а постепенно. В противном случае стекло покрылось бы трещинами;
на современном производстве процесс охлаждения контролируется автоматически, а перед тем, как стекло покидает конвейер, осуществляется контроль качества на предмет различных дефектов с последующим их устранением;
финишной стадией стеклоделия является резка полотна на листы требуемого размера. Оставшиеся обрезки не идут на отходы, а повторно используются: добавляются в следующую партию с песком и нагреваются до высоких температур.
Еще один интересный вопрос, как делают стекло различных оттенков? На этапе изготовления добавляются оксиды металла. Например, для получения синего тона используют окись кобальта, зеленый оттенок обеспечивает окись хрома и меди, а желто-зеленый просто окись хрома.
Стекольное дело сегодня
Промышленная революция XVIII-XIX веков стала важным этапом и в истории стекла. Разрабатывались печи нового типа, изменялись технологии. Появилось множество новых заводов, продукция которых создавалась уже для широких масс, а не для титулованных особ. Стекло стало доступным для всех. В начале прошлого века в России работала масса предприятий, производивших как посуду, так и листовое стекло. Но оставался немалым и объем импорта.
В середине века британскими специалистами был разработан способ растяжки, а также выравнивания стекла – для этого использовалась ванна с расплавленным оловом. Данный вариант получил название «флоат-метод». В настоящий момент, пройдя модернизацию, эта технология продолжает массово использоваться.
Как производят оконное стекло
Первыми стекло для окон изготовили римляне. Они отливали и раскатывали стекло в глиняной форме в виде противня. Такой способ позволял получить только непрозрачные стекла, и был утерян после распада империи. В средние века был разработан новый способ получения оконного стекла. В его основе лежал способ выдувания. Сначала выдували шар, затем его раскатывали на плитке и отрезали верхнюю и нижнюю часть. Способ позволял получать небольшие по размеру стекла, но достаточно тонкие. Технология включала в себя прижимание к шероховатой поверхности, поэтому стекло по-прежнему было непрозрачным.
В начале 20 века был разработан механизированный процесс. На поверхность жидкого стекла клали железный стержень и поднимали вверх. Стеклянная масса приваривалась к стержню и тянулась за ним в виде полотна. После остывания получался стеклянный лист. Для того чтобы он не имел клиновидной формы, на поверхность клали керамический брус со щелью, через которую проходил процесс выдавливания. До сих пор оконное стекло производят способом, использующим этот принцип.
I-стекло: что это?
I-стекло Википедия трактует как высококачественное флоат-стекло с нанесенным на одну сторону методом катодного напыления слоя серебра и, потом, слоя оксида титана.
I-стекло в составе стеклопакета
Характеристики I-стекла выше, чем у K-стекла. Оно отражает в помещение до 90% уходящего через окна тепла. Но есть у I-стекла минусы. Оно менее стойко к абразивному воздействию. Его легко оцарапать. Поэтому таким покрытием оснащают только те стороны стекол, которые обращены внутрь стеклопакета.
«I-стекло и растения совместимы?» – спрашивают некоторые читатели. Особенно интересен этот вопрос для тех, кто собирается использовать энергосберегающие стекла для теплиц.
Возник этот вопрос из-за того, что считается, что I-стекло и К-стекло не пропускают ультрафиолетовый свет. Слух этот возник из-за того, что, действительно, есть марки специальных энергосберегающих стекол, которые не пропускают ультрафиолет: например, Solar. Но I- и K-стекла задерживают только длинноволновую часть спектра – инфракрасное излучение. Поэтому ими можно оснащать теплицы. А особо осторожным огородникам, которые боятся, что их оранжерейным растениям все-таки не хватает ультрафиолета, стоит просто-напросто применять ультрафиолетовые лампы.
I-стекло в теплице
Хотя I-стекло обладает лучшими теплосберегающими характеристиками, чем К-стекло, цены на них примерно одинаковы. Средняя цена I-стекла – 1400 руб./кв. м.
Цена немалая, и пользователи интересуются: как проверить I-стекло на подлинность? Ведь внешне оно ничем не отливается?
Есть три признака:
- Цена.
- Шероховатость поверхности с покрытием из серебра и оксидов титана.
- Двоящееся отражение поднесенной свечи, более тусклое, чем в обычном стекле.
Читайте также на нашем сайте – Стеклянные перегородки из разного стекла: выбираем себе на потребу.
Как, зачем и где изготавливаются стекла с напылением – читайте здесь.
Закаленное стекло
Если обычное флоат-стекло подвергнуть термической обработке при температуре 650-680 °C и одновременно обеспечить быстрое двухстороннее охлаждение, оно станет закаленным. Это значит, что такие листы будет намного сложнее разбить. Также у него увеличивается термическая стойкость и повышается безопасность – осколки закаленного стекла имеют тупые грани, благодаря чему ими практически невозможно пораниться. Более всего уязвимы такие изделия при ударах в торец, и это должно учитываться при проектировании стеклянных конструкций.
Как подбирать цвета для работы
Прежде всего, рекомендую ориентироваться на цветовой круг, законы сочетания цветов и тонов. Изучите базовые понятия – холодная/теплая гамма, контрастные цвета или родственные и тд. Очень хорошая книга по этой теме Иоханнеса Иттена “Искусство цвета”.
Попробуйте на черно-белом эскизе вашей будущей работы проработать оттенки просто цветными карандашами. Или можно подобрать витраж, картину похожие на то, что вы задумали и ориентируйтесь на него. Все придет с опытом, тренируйте насмотренность, отмечайте для себя удачные варианты у других мастеров и берите на заметку. Пробуйте и экспериментируйте.
Зная преимущества и особенности разных видов стекла, вы сможете не только получить опыт работы с разными материалами, но и составить свой личный список предпочтений. Обязательно сделайте набор образцов с отдельными фрагментами стекла и кратким описанием каждого вида (включая марку, цветовой код и место покупки). Так вы сможете быстро сориентироваться в испробованных разновидностях и подобрать для своей следующей работы самый подходящий материал.
Павел Союнен, ваш персональный инструктор по технике Тиффани.