Elit-decor.ru

Элит Декор
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать витражное стекло в домашних условиях?

Витраж своими руками в домашних условиях

В этой статье: реальный взгляд на изготовление витражей в домашних условиях:

  • какие виды витражей подходят для изготовления в домашних условиях
  • какие инструменты и материалы нужны для работы
  • каким обучающим курсам можно доверять, узнать отзывы о курсах и посмотреть работы начинающих
  • посмотреть видео уроки по изготовлению витражей в домашних условиях
  • узнать с чего начинать

Создание витражей — древнее искусство, которое раньше было доступно только избранным мастерам, однако в наше время сделать красивый витраж самому очень даже реально у себя дома. Конечно, вы не изготовите витраж по средневековой технологии таким способом, но современные материалы и современные технологии позволяют создавать очень красивые композиции, которые внешне мало отличаются от тех самых древних витражей.

Виды витражных технологий

В мире существует большое количество витражных технологий. Каждая из них имеет свои особенности. Но всех их объединяет одна цель — они играют роль декоративной отделки. Витраж один из самых древних способов декорирования. В давние времена техника использовалась в украшении соборов и храмов. Особенной популярностью в то время пользовался английский витражный стиль. Сейчас предметы витража можно встретить в интерьере любой квартиры.

Самые популярные виды витражей:

  • классический витраж;
  • техника Тиффани;
  • Фьюзинг;
  • пескоструй;
  • расписной витраж;
  • пленочный;
  • фотопечать;
  • фацентный витраж;
  • матирование стекла;
  • 3 D витраж;
  • литой;
  • заливной;
  • комбинированный.

Каждая технология сложна в выполнении по-своему. Самой востребованной технологией ручной работы является заливной витраж. Украшение по данной технологии, можно исполнить самостоятельно в домашних условиях. Данную технику можно спутать с росписью стекла, но эти две техники имеют значительное отличие. А именно заливной витраж имеет рельефный контур.

Использование эскизов

Производство витражей требует наличия эскиза, включающего мелкие элементы. Мелкие рисунки достаточно просто распечатать, большие изображения потребуют рисования вручную, переноса на стекло. Можно сделать ксерокопию рисунка для шаблонов. Основной трафарет делают при помощи оригинала, перенося его на стекло. Потребуется приобрести шаблонные ножницы: от обычных они отличаются наличием третьего лезвия. Это позволит вырезать полоску 1,76 мм шириной.

Копию эскиза необходимо приклеить к плотному картону не меньше 0,5 мм; подойдет коробка. Это необходимо для обведения контуров. Они должны быть жесткими. Наклеивать бумагу нужно равномерно по плоскости, не допуская ее размокания. Пронумеровать части эскиза стоит заранее.

Материалы и инструменты для росписи витражей

Материалы для росписи

Перед тем, как начать творить, проверьте, все ли инструменты и материалы, вы приготовили. Вам потребуется:

  • Основа для росписи – специальное стекло, любой предмет из стекла или поверхность (зеркало, окно, дверь и т. д.). На стекле не должно быть сколов, налетов, радужных пятен.
  • Краски. Новичкам лучше всего взять краски, не требующие обжига, или же закрепить изображение с помощью лака.
  • Контуры. Желательно, что бы они были той же марки, что и витражные краски.
  • Кисти. Опытные художники советуют использовать тонкие для контуров и мелких деталей, более толстые – для заливки крупных фрагментов. Лучше взять искусственный ворс. Если у ваших красок есть специальные насадки, то можно обойтись без кистей вовсе.
  • Мастихин для растушевывания краски.
  • Прозрачный акриловый лак.
  • Трафарет и маркер для переноса рисунка.
  • Вода, спирт или другой растворитель, в зависимости от основы красок.
  • Спирт для обезжиривания поверхности.

Также вам понадобится палитра, ватные палочки и зубочистки, чтобы поправить детали изображения, тряпка для вытирания кисточек и насадок.

Работайте в хорошо проветриваемом помещении, где никто не мешает вам, нет яркого освещения. Стол и пол застелите укрывным материалом.

Где взять эскиз для витражной живописи? Трафарет представляет собой лист из пластика или картона, на котором сделаны прорези, соответствующие закрашенным частям изображения. Если рисунок сложный, то его прикрепляют с обратной стороны стекла и обводят по линиям тонким маркером.

Где и когда уместен

В Средневековье любые стекла считались символом богатства, а витражными окнами могли похвастать только самые богатые и знатные особы. Чаще всего этим дорогим и трудоемким в исполнении декором украшали крупные и кафедральные соборы и храмы, дворцы королей и знати. Через цветное стекло проходит немного света — на стенах отражаются красивые узоры и цвета, которые впечатляют всех, кто заходит в здание.

Сейчас такой декор стал более доступным: благодаря появлению новых, более простых в исполнении техник, такой элемент может позволить себе большинство. Витраж, сделанный своими руками в домашних условиях, будет отлично смотреться:

  • на внешних окнах и стеклах между квартирой и лоджией;
  • на стеклянных перегородках, предназначенных для зонирования комнаты;
  • на межкомнатных дверях со стеклянными вставками;
  • на стекле-перегородке в душевой или ванной;
  • на каминном экране;
  • на стеклянных дверцах шкафов;
  • на стеклянной столешнице;
  • на крупных стеклянных плафонах светильников и торшеров.

Перед выбором места нужно помнить, что такое стекло за счет ярких цветов может «забирать» часть света, поэтому вряд ли оно подойдет для помещений, где дневного света и так недостаточно. В квартирах, где окна выходят на южную сторону размещение стекла с витражной росписью более чем уместно — оно вполне может служить неким светофильтром, например, для спальни (если хозяевам хочется, чтобы там всегда царил полумрак).

Основные техники

Существует много различных техник исполнения витражей. Среди них есть основные, пользующиеся наибольшей популярностью. Со Средневековья известна классическая техника. Картины здесь изготавливаются из фрагментов стекла разных цветов, после чего их заключают в металлические рамки. Это наиболее сложный вариант изготовления, который под силу только профессиональным мастерам.

Чтобы создать такую картину, придётся задействовать множество инструментов. Они необходимы для резки стекла и его дальнейшей обработки, сварки железных рамок. Рабочее место к тому же должно быть просторным и иметь хорошее освещение. Приобретение необходимых инструментов целесообразно, если человек намеревается серьезно заниматься работой с витражами. Но даже имея всё необходимое, для выполнения классической техники, требуются немалые навыки работы.

Читать еще:  Как правильно мыть стекла без разводов?

Пленочная или английская

Такая техника состоит в предварительной подготовке рисунка и нанесении в дальнейшем его на стекло. При этом используется цветная самоклеющаяся плёнка. После наклеивания элементов витража их обклеивают свинцовой лентой. Если метраж был установлен в межкомнатной двери, такую ленту необходимо обустраивать с обеих его сторон. Паять такую ленту не требуется.

Обрезанные концы располагают внахлёст и раскатывают валиком. Пленочная техника предполагает использование цельного стекла, благодаря чему можно экономить время на резке отдельных фрагментов. Витраж, выполненный в английской технике, подготавливается быстрее, чем классический.

Фьюзинг и Тиффани

Фьюзинг используется достаточно давно, но на сегодня успел претерпеть определённые изменения. Название этого приёма происходит от английского «fusion», что означает сплав. Выполнить такую технику у себя дома не получится, так как здесь требуется специализированное оборудование. Металлические рамки для готовых изделий не требуются, так как швы здесь отсутствуют. Как создаётся такая витражная картина:

  • Подбирается стекло определенного размера с прозрачной структурой. На него укладывают лист с рисунком, подготовленным заранее. После этого фрагмент цветного стекла выкладывается на специальный клей в виде мозаики.
  • Заготовку выкладывают в печь, где фрагменты стекла спекаются между собой, а фиксируются на основе, где они выложены. Техника «фьюзинг» состоит в прогревании мозаики на протяжении определенного времени. Момент готовности объекта нельзя упускать, а потому процесс проходит под чутким контролем. Если передержать изделие, начнется кристаллизация стекла. Когда витраж приобретет однородную структуру, его следует охладить. В дальнейшем производится ещё один отжиг, когда стекло нагревается и охлаждается.
  • Фьюзинг предполагает не только плавление и спекание, но и обработку стекла во время реализации этих процессов. Если не удаётся достигнуть желаемого результата, необходим постформинг, при котором проводится очередной нагрев с обеспечением криволинейной формы витражу.
  • Когда все работы окончены, формируется стеклянная картина, состоящая из фрагментов различных оттенков. Детали герметично соединены между собой. Использовать сайдинг можно в различных стилях, так как он предоставляет неограниченные возможности.

Техника Тиффани во многом похожа на классический метод. Здесь используется рисунок-шаблон, который берут в двух экземплярах. Он применяется в натуральную величину. Один из них делят на несколько фрагментов. Выделяют куски различного цвета.

Производится шлифовка краев стекла до гладкости. После этого элементы окаймляют лентой из меди. Их концы необходимо спаивать между собой. В дальнейшем элементы рисунка соединяются с помощью расплавленного олова. В технике Тиффани должна использоваться только медная лента. Она более прочная и гибкая, по сравнению со свинцом. С ней можно выполнять даже небольшие составные элементы витража.

Пескоструйная и литая

В первом случае витражи изготавливаются на специальном оборудовании под большим давлением. На поверхность при этом поступает струя воздуха с песком. Чтобы создавать картины по этому методу, следует положить на ровную поверхность прозрачный стеклянный лист, на который будет наложен трафарет рисунка. Открытые области обрабатывают песком, который подается под давлением. Поверхность изделия в результате становится матовой. По окончании работы трафарет убирают со стекла. Формируется воздушный рисунок, который выглядит изысканно.

Литая техника используется нечасто. Она довольно сложная и предполагает выдувание всех фрагментов мозаики вручную. Они отливаются из цветного стекла. Такой метод обеспечивает придание определенной фактуры фрагментам стекла с одновременным присутствием оптического эффекта и преломления лучей. Готовые объекты кажутся объемными. Для сборки изделий используются металлические рамы и строительный раствор. Сделать в домашних условиях такой вид витражей очень сложно. Здесь необходимы специальные технологические навыки. Такие витражи являются, в основном, авторскими работами.

Для техники травления используется плавиковая кислота. Она действует разрушительно на диоксид кремния, представляющий собой основной компонент стекла. После нанесения кислоты на стекло оно начинает разрушаться. Чтобы оплавить определённые участки листа, необходимо использовать трафарет из стойкого материала. Наносить кислоту необходимо столько раз, сколько слоёв требуется для рисунка.

Металлический переплёт витража своими руками

Каждый оригинальный витраж имеет красивый металлический переплёт. Если вы хотите, чтобы имитация витража, сделанная своими руками, больше походила на оригинал, сделайте переплёт из подручных материалов.

Варианты имитации переплёта:

  • прокладка «швов» с помощью медной проволоки, сажаемой на клей для фарфора. Сначала нанесите основу для будущего рисунка, и только потом приступайте к созданию общей композиции;
  • используйте специальный скотч для художников – он хорошо держит форму и позволяет сформировать бортики небольшой высоты;
  • также вы можете самостоятельно изготовить пластину, смешав 50 мл клея для фарфора, 40 мл алюминиевой пудры и 30 мл туши чёрного цвета. Выкладывайте переплёт сразу, не дожидаясь высыхания массы.

ФОТО: mk-stannum.ru Процесс создания витража и металлического переплёта сложный, но весьма увлекательный

Главная задача заключается не в том, чтобы создать новое произведение искусства, а в том, чтобы максимально точно скопировать красивый витраж с помощью тех материалов, которые имеются в наличии.

Краски для витражей

Существуют специальные краски, предназначенные именно для выполнения работ по стеклу. Некоторые из них рассчитаны на последующий обжиг изделия, а некоторые нет. Обжигать или не обжигать? Ответ на этот вопрос зависит от предназначения изделия, условий его последующей эксплуатации, а так же от технических возможностей (и обжег бы, да печки нет).

Хороший производитель обязательно снабдит тюбики с краской дозаторами, с помощью которых удобно будет их наносить.

Существуют кроме того специальные контуры для витражей. Это краска очень густой консистенции, которая наносится по границам отдельных частей витража и имитирует свинцовые швы.

Второй способ изготовления витража

После разработки эскиза витража накройте его стеклом, на котором будет изготовлен витраж. Оно должно быть чистым и обезжиренным.

Первый метод изготовления витража основан на использовании растворимых цветных тканей, таких как ацетатный шелк, который легко растворяется ацетоном и нитролаками. Вырежьте кусочки тонкой ткани необходимой конфигурации и цвета согласно рисунку будущего витража. Покройте стекло тонким слоем прозрачного нитролака и просушите. Затем тот же нитролак наносится на отдельные зоны, и к ним приклеиваются лоскуты заготовки. Приклеивание необходимо производить максимально точно, так как ткань практически сразу начинает растворяться, и её невозможно будет передвинуть. Приклеив лоскут на отведенное для него место, промажьте его сверху нитролаком и переходите к следующему.

Читать еще:  Как обрезать защитное стекло под размер?

Заполнив элементами витража все стекло, нанесите еще один слой нитролака, а поверх пару слоев паркетного. Следующим этапом изготовления витража своими руками — изготовление псевдорамы. Для этого эпоксидная смола смешивается с отвердителем в соотношении 1: 8

10. Полученная масса смешивается с тальком и алюминиевой или бронзовой пудрой до момента, когда смесь приобретет металлический блеск и не будет растекаться по стеклу. Затем полученную массу заправляют в кондитерский шприц или использованный тюбик из под зубной пасты и ровным валиком выдавливают по очертаниям витража. При этом важно не допускать пересечений между линиями, так как валики не должны наезжать друг на друга.

Рекомендуем производить все действия с нитролаком в хорошо проветриваемом помещении или на отрытом воздухе, а с эпоксидной смолой нужно работать в резиновых перчатках. Растворителем для эпоксидки является бензин.

Изготовление витражей

Изготовление витражей — наверное, одно из самых древних видов декоративного искусства, и, пожалуй, одно из самых удивительных, оказывающих мощное воздействие на эмоциональную сферу человека. Загадочный свет, льющийся через фрагменты разноцветного стекла, всегда неуловимым образом изменяют атмосферу помещения, придавая ему определенную одухотворенность.

И, кстати говоря, именно по причине такого мощного воздействия витражей на чувства и эмоции человека, широко использовать это искусство начали христианские храмы, оказав тем самым непосредственное влияние на развитие архитектуры и становление витражного искусства.

Трудно не согласиться с тем, что витражное стекло, образующее причудливые орнаменты и картины, представляет собой невероятно красивое зрелище: достаточно вспомнить, к примеру, станцию московского метрополитена «Новослободская», украшенную 32 красиво подсвеченными витражами. Эти картины выполнены классическим способом, довольно трудоемким и затратным.

Классический метод изготовления витража

Классический метод изготовления витража подразумевает заготовку отдельных элементов картины, каждый из которых обрамляется оловянной или свинцовой жилкой (профилем) с П-образным сечением. Перед началом работы по цветному рисунку, выполненному в натуральную величину, делают шаблоны, по которым и вырезают алмазным стеклорезом все элементы картины.

Очень важно учесть такой момент: вырезанный из картона шаблон должен быть чуть меньше оригинальной детали — на толщину обрамляющего профиля. Также не лишним будет заготовить два цветных рисунка: по одному будет осуществляться набор элементов, со вторым можно сверяться по ходу изготовления витража.

Каждый элемент пронумеровывают, сверяясь с рисунком, и обрамляют свинцовым профилем. Затем детали будущей витражной картины раскладывают прямо на шаблоне, начиная с нижних рядов. (Лучше всего сборку проводить прямо в стальную раму, хотя, некоторые мастера сначала собирают рисунок, а затем заключают его в раму из уголков и пропаивают по контуру для прочности крепления).

Каждый элемент пропаивают по периметром с соседним, таким образом собрав весь рисунок. Затем витраж вставляют в подготовленное для него место: оконную или дверную раму — эффектнее всего будут смотреться те картины, которым обеспечена подсветка с изнаночной стороны, как это сделано на станции метро «Новослободская».

Хитрости при изготовлении витражей

В домашних условиях профили для обрамления стеклянных элементов картины можно сделать из свинцовых оболочек кабеля: оболочку разрезают вдоль, разворачивают ее и нарезают на полосы нужной ширины. Из такой полоски нетрудно будет сделать П-образный профиль для элементов витража.

Если в картине используются плавные изгибы, то для придания нужной формы профилю понадобятся прочные лекала. На лекале подбирают тот вариант изгиба, который максимально соответствует детали картины, накладывают на него профиль и изгибают. Затем, уже на плоскости, выравнивают стеки профиля, на котором во время деформации могли образоваться складки. Как правило, эти дефекты легко устраняются деревянным молотком.

Для пайки элементов рекомендуется пользоваться стеариновой кислотой, которую наносят на шов тонкой кисточкой и затем пропаивают элементы по всей длине шва. Таким же образом фиксируют детали и с обратной стороны витража.

Витражное стекло

Если под рукой нет специального витражного цветного стекла, то его можно сделать из обычного оконного. Для этого понадобятся керамические краски, выпускаемые обычно в виде порошка, который разводят водой.

Обычное прозрачное стекло нарезают в соответствии с шаблонами (обязательно учитывая толщину профиля!), затем каждый фрагмент будущего витража моют в мыльной воде и ополаскивают дочиста, чтобы не осталось разводов. Керамическую краску нужного цвета разводят в воде и наносят на поверхность стекла. Когда все элементы будут готовы, их, по правильной технологии, полагается помещать в муфельную печь, которую очень медленно доводят до температуры 500 градусов, поддерживают ее в течение 15-20 минут, после чего печь выключают и оставляют стекло в ней остывать.

Но мало у кого в домашних условиях можно найти муфельную печь, поэтому часто используют такой способ: элементы витража раскладывают на большой чугунной сковороде, накрывают ее другой сковородой и медленно нагревают на огне до тех пор, пока сковорода очень сильно не раскалится. Затем огонь постепенно начинают убавлять, сводя его до самого маленького. а потом и совсем выключают. В результате такого обжига можно получить красивое цветное стекло.

При покупке красок необходимо учитывать, что они бывают как прозрачные, так и укрывистые (непрозрачные). Очень красиво выглядят витражи, фон которых сделан из прозрачных, пропускающих свет красок, а сами элементы картины — из укрывистых красок.

Окраска органического стекла

Очень часто витражи делают и из оргстекла, которое по своим качествам ничуть не уступает традиционному стеклу. Чтобы окрасить оргстекло в различные цвета, можно воспользоваться вот такими старинными рецептами:

  • спирт этиловый — 97% всего состава
  • спирторастворимый пигмент — 3% всего состава
Читать еще:  Как пользоваться витражными красками по стеклу?

Преобразить комнату, придать ей вид довершенный и привлекательный можно установив в оконные рамы вместо обычных стекол витражные. Современные технологии изготовления витражей позволяют использовать их не только в качестве оконных или дверных стекол, но и для создания оригинальных светильников, перегородок и ширм, потолков, колонн, шкафов для книг. Что же представляет собой витраж на стекле и возможно ли изготовить его собственными руками? Именно об этом, вернее об одной из довольно простых и дешевых технологий изготовления, мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Содержание

  1. Возможно ли изготовление витражей классических в домашних условияхвидео
  2. Витражи на окна и двери делаем своими руками
  3. Готовим стекло
  4. Выбираем рисунок и делаем эскиз
  5. Приготовление смеси для контуравидео
  6. Выполняем заливку лакомвидео

Возможно ли изготовление витражей классических в домашних условиях

История создания витражей насчитывает не одно столетие, традиционные способы изготовления витражей достаточно трудоемки, требуют особых знаний и мастерства, сложное оборудование, которое применяется мастерами при их изготовлении, исключает возможность применения традиционных технологий в домашних условиях.

Дорогостоящие витражи в былые времена использовались исключительно для украшения роскошных дворцов и частных домов очень состоятельных людей, церквей, общественных зданий.

Но сегодня этот удивительно красивый вид искусства становится все более популярным, его охотно используют при создании интерьеров частных домов или даже городских квартир.

Готовые витражи, или сделанные на заказ и в наши времена стоимость имеют немалую, авторские работы доступны далеко не каждому желающему.

Но изготовить витражи своими руками можно применив только специально разработанные упрощенные техники, которые однако, никоим образом не ухудшают декоративные качества изделий.

Одна из них — заливка лаками. Как самому сделать цветной лак — ни для кого не секрет.

Чаще всего вопрос возникает при выборе материала для заливки контура, служащего разделительным барьером между поверхностями, покрытыми лаками разных оттенков.

При изготовлении классического витража в качестве такого оградительного элемента используется свинец, материал достаточно тяжелый.

Витражи на окна и двери делаем своими руками

Достичь прекрасного эффекта в создании контуров можно использовав доступные и дешевые материалы, причем результат получается такого качества, что рассматривать его можно даже на близком расстоянии: линии получаются легкие, отчетливые и достаточно аккуратные.

Кроме того, в классическом витраже сделать рисунок только по центру стеклянной поверхности довольно проблематично, а данная технология позволяет простое решение этой задачи.

Использование имеющихся в продаже цветных пленок для изготовления витражей очень сильно ограничивает возможность использования различных оттенков, от этого могут в значительной мере пострадать творческие задумки автора.

Заливная технология позволяет использовать любые оттенки — ведь краски изготавливаются исполнителем по мере необходимости.

Готовим стекло

Первым делом следует подготовить стекло — можно взять новое, а можно превратить в витраж старое, которое ранее использовалось для остекления окна или двери, облагораживание которых задумано.

Стекло берется обычное, не следует опасаться, что вес его существенно увеличится.

Стекло очищается от пыли, моется специальными средствами для мытья стеклянных поверхностей и вытирается досуха.

Выбираем рисунок и делаем эскиз

Перед тем, как приступить к выбору рисунка следует просмотреть витражи на фото — более привлекательно и эффектно выглядят те из них, которые имеют достаточно простой и незамысловатый сюжет.

Следует уточнить, что брать темы из сделанных кем-то витражей не следует, даже если они очень удачные.

Лучше всего выбрать рисунок самостоятельно, для этого можно использовать открытки, иллюстрации из книг, если есть навыки, то рисунки для витражей можно создать самостоятельно.

Выполнять работу удобнее всего на столе.

Застилаем его чистой бумагой, отмечаем размеры будущего витража и размещаем в полученной плоскости рисунок.

Его контуры сначала прорисовываем карандашом, затем — фломастером.

Стекло укладываем на бумагу, поверх готового эскиза.

Приготовление смеси для контура

Готовим смесь для нанесения контуров.

  • В клей ПВА, который предназначен для склеивания стеклянных и фарфоровых поверхностей, доливаем черную тушь, примерно 1 часть туши на 2 части клея.
  • Смешиваем их до получения однородной массы, постепенно добавляем серебрянку, до тех пор, пока оттенок не будет напоминать цвет свинца. Кстати, витражи алюминиевые можно изготовить таким же способом, только при этом добавлять в клей черную тушь требуется в очень малом количестве.

Полученный в результате смешивания клея. серебрянки и туши состав будет крепко держаться на стеклянной поверхности, иметь объем и по виду очень напоминать свинец.

Такой состав позволяет наносить линии любой толщины.

Прорисовывая контурные линии следует периодически перемешивать состав — серебренная пудра легкая и может всплывать на поверхность.

Простоявший несколько часов после приготовления, состав может дать при нанесении разные оттенки, поэтому рисунок на симметричных фрагментах следует делать одновременно.

Нанесение контуров выполнять следует мягкой кисточкой.

Поскольку контур будет разделять разные оттенки красок, то его следует делать утолщенным.

От качества выполнения контура в последствии будет зависеть привлекательность витража.

Выполняем заливку лаком

Для приготовления лака можно использовать нитролаки НЦ 222 и 2141, растворитель 646 или 647 и художественную масляную краску.

В готовом виде лак должен быть настолько жидким, чтобы свободно растекаться по стеклянной поверхности.

При работе лаки можно смешивать, количество оттенков при этом ничем не ограниченно.

Заливать лаком фрагменты можно при помощи большой кисти, при этом следить, чтобы лак растекался равномерно, заполняя все пространство вблизи контура.

Нельзя допускать появление пузырьков воздуха. Подсветка стекла при выполнении работы не потребуется.

При наличии определенных навыков можно попробовать сделать градиентную заливку.

Она поможет создать объемные изображения, но изготовление витражей в таком случае станет процессом более трудоемким и продолжительным.

После полного высыхания лака потребуется повторное нанесение контурных линий «свинцовой смесью».

Убедившись в полном высыхании заливки и контура, следует покрыть всю поверхность витража поочередно тремя слоями бесцветного нитролака.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector